ВАРРОН РЕАТИНСКИЙ, МАРК ТЕРЕНЦИЙ


ВАРРОН РЕАТИНСКИЙ, МАРК ТЕРЕНЦИЙ
    ВАРРОН РЕАТИНСКИЙ, МАРК ТЕРЕНЦИЙ (Marcus Terentius Varro Reatinus) (116, Рим - 27 до н. э., Реате), римский государственный деятель, писатель, ученый-энциклопедист. Принадлежал к сословию всадников. Получил строгое староримское образование, среди своих учителей часто упоминает грамматика стоической школы Луция Элия Стилона. Ок. 84-82 в Афинах слушал лекции академика Антиоха Аскалонского. В. - образец универсального ученого-филолога эллинистического типа, не ограниченного рамками отдельной дисциплины, знатока-эрудита, автор множества сочинений (из которых сохранились полностью только «О сельском хозяйстве» и 6-я книга «О латинском языке», остальные дошли во фрагментах или известны по названиям). В гражданской войне 49 года выступал против Цезаря; однако в 47 Цезарь, ценя ученость В., поручает ему организацию государственной библиотеки в Риме. В. писал по истории римского народа («Старинные установления человеческие и божественные» в 41 кн. — древнейший период становления Рима, законы, религия и культы римлян; сводка в 9 кн. была популярна от Вергилия до Макробия; «О жизни римского народа», «О происхождении римлян» и др.), по истории литературы («О поэтах», «О сценических представлениях», «О комедиях Плавта» и др.), по языкознанию («О латинском языке», «О происхождении латинского языка», «О сходстве слов» и др.).
    Для истории педагогики огромное значение имели написанные ок. 33/34 сочинения «Науки» (Disciplinae), в которых В. соединил достижения греческой (Платон, Исократ) и римской (Катон) педагогической мысли и определил круг дисциплин, необходимых для воспитания свободного гражданина: грамматика - риторика - диалектика; музыка - арифметика - геометрия - астрономия; медицина - архитектура. Первые три и следующие четыре составили впоследствии как «тривиум», так и «квадривиум» - систему «семи свободных искусств» (в которую не были включены медицина и архитектура).
    Философская проблематика представлена в сочинениях «О форме философии», «О началах чисел» (сочинение, отразившее повышение интереса к пифагореизму в Риме, посвященное пифагорейской символике чисел и повлиявшее на Авла Геллия, Макробия, Фавония Евлогия, Марциана Капеллу, Цензорина), а также в написанной под влиянием Антиоха Аскалонского книге «О философии». В. дает здесь обоснование этики и учение о благе (рефераты у Августина, Civ. D. XIX 1-3). Он признает 288 теоретически возможных этических позиций, 4 основных естественных состояния (наслаждение-voluptas, отсутствие боли - quies, совмещение того и другого, первичное природное состояние в целом - universaliter prima naturae), стремление к которым может соотноситься, не соотноситься и соотноситься и не соотноситься с добродетелью (3x4=12); число позиций увеличивается вдвое (24) в силу того, что их можно проводить ради себя самого и ради других (differentia ex vita sociali); еще вдвое (48) в силу того, что цель может быть достоверной и вероятной (differentia ex Academicis novis); еще вдвое (96) при киническом и некиническом подходе (differentia ex Cynicis); и втрое (288) при соотнесении либо с созерцательной (vita otiosa), либо с деятельной жизнью (vita negotiosa), либо с той и другой вместе. Однако, поскольку отличительные особенности этических позиций (differentiae) не имеют прямого отношения к высшему благу (finis bonorum), их число реально ограничивается двенадцатью. (В. известен также как автор «Менипповых сатир», одна из которых посвящена различным философским направлениям (Περὶ αἱρέσεων): ее фрагмент показывает, что классификации В. им самим могли восприниматься как игра ума.) Вкус В. к числовым спекуляциям отразился на структуре ряда нефилософских сочинений, ср. 9 χ 9 разделов трактата «О сельском хозяйстве» или 2x7x7x7+14 = 700 разделов книги «Образы» (Imagines), посвященной выдающимся грекам и римлянам.
    В. принадлежал также цикл диалогов по отдельным вопросам философии и педагогики (т. н. «Логисторики»): «Курион о почитании богов», «Марий о судьбе», «Кат о воспитании детей», «Аттик о числах» и др. В. чужд академическому скепсису и считает необходимым принимать certa dogmata; в духе Антиоха Аскалонского он развивает преимущественно практическую философию, цель которой - высшее благо, достижимое путем объединения естественных удовольствий и добродетели, что приводит от vita beata через vita beatior к vita beatissima (блаженнейшей жизни), которая является не только созерцательной, но и деятельной. Ряд сообщений о воззрениях В. можно найти у Цицерона и Авла Геллия. Августин сообщает о трехчастном делении теологии у В. на «мифическую», «природную» и «гражданскую» (Civ. D. IV 27, VI 5, VI12), ср. аналогичное деление у Панетия. Стоическое влияние (Панетия, через того же Антиоха) можно усмотреть в воззрении В. на бога как на душу, которая своим движением и мыслью правит миром. О влиянии и значении В. можно судить по тем эпитетам, которыми его награждали современники и потомки: «муж выдающегося дарования и всевозможной учености» (Цицерон); «ученейший из римлян» (Сенека); «образованнейший» (Симмах); «третий <наряду с Вергилием и Цицероном> великий светоч римлян» (Петрарка).
    Соч.: Langenberg G. (hrsg.) M. Terentii Varronis Liber de philosophia. Ausgabe und Erklärung der Fragmente. Diss. Köln, 1959; Fragmenta omnia quae extant. Vol. 1-2. Hldh. e. a., 1999-2004; Saturarum menippearum fragmenta. Monachii, 20022.
    Лит.: Delia Corte F. Varrone. Gen., 1954; Boyancé P. Sur la théologie de Vairon, - REA 57, 1955, p. 57-84 (repr.: Etudes sur la religion romaine. R., 1972, p. 253-282; ENTRETIENS 9. Vairon. Six Exposés et Discussions. Vandv.; Gen., 1963 (p. 210-212 библ.); Skydsgaard J. E. Varro the Scholar. Cph., 1968; Dahlmann H. Varroniana, - ANRW I 3, 1973, p. 3-25; Boyancé P. Les implications philosophiques des recherches de Varron sur la religion romaine, -Atti del Congresso internazionale di Studi Varroniani. Bd. 1. Rieti, 1976, p. 80-103; Görler W. Brutus und Varro, - GGPh, Antike 4, 1994, S. 971-975; Salvadore M. Concordantia varroniana. Vol. 1-2. Hdlb., 1995; Baier T. Werk und Wirkung Varros im Spiegel seiner Zeitgenossen: von Cicero bis Ovid. Stuttg., 1997.
    Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "ВАРРОН РЕАТИНСКИЙ, МАРК ТЕРЕНЦИЙ" в других словарях:

  • ВАРРОН Реатинский Марк Теренций — ВАРРОН (Varro) Реатинский Марк Теренций (116—28 до н. э.), римский писатель, ученый энциклопедист. Друг Цицерона. Многочисл. трактаты о др. греч. и лат. культуре («Древности божеские и человеческие»), по философии, математике и др. (не… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Варрон Марк Теренций — (Marcus Terentius Varro) прозвище Реатинский от г. Реате (Сабинская область), где родился] (116‒27 до н. э.), римский писатель и учёный. С юных лет жил в Риме, затем в Афинах. В качестве легата Г. Помпея участвовал в войне в Испании против Цезаря …   Большая советская энциклопедия

  • Марк Теренций Варрон — В Википедии есть статьи о других людях с именем Марк Теренций Варрон. Варрон, Марк Теренций, (лат. Márcus Teréntius Várro, 116 27 гг. до н. э.) римский учёный энциклопедист и писатель. По месту рождения его иногда называют Варроном… …   Википедия

  • Варрон, Марк Теренций — (лат. Marcus Terentius Varro) (116 27 до н.э.)    римский писатель, историк, ученый энциклопедист и гос. деятель; родился в сабинском местечке Реат восточнее Рима (отсюда его прозвище «Реатинский»); с юных лет проживал в Риме. В качестве легата Г …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Варрон Реатинский — Варрон, Марк Теренций, иногда Варро (лат. Marcus Terentius Varro, 116 27 гг. до н. э.) римский учёный энциклопедист и писатель. По месту рождения его иногда называют Варроном Реатинским, чтобы отличить от Варрона Атацинского. Авторитет Варрона… …   Википедия

  • Варрон —         Марк Теренций (Marcus Terentius Varro) прозвище Реатинский от г. Реате (Сабинская область), где родился] (116 27 до н. э.), римский писатель и учёный. С юных лет жил в Риме, затем в Афинах. В качестве легата Г. Помпея (См. Помпей)… …   Большая советская энциклопедия

  • ВАРРОН — Марк Теренций (Marcus Terentius Varro) (116 27 до н. э.) рим. писатель и ученый. Род. в богатой и политически влият. семье в г. Реате Сабинской обл. (почему и называется иногда Реатинским). Сторонник Помпея и сенатской партии, прошел ряд… …   Советская историческая энциклопедия

  • ВАРРОН — точнее Марк Теренций В а р р о н Р е а т и н с к и й (Marcus Terentius Varro Reatinus) (116–27 до н.э.), – римский поэт, энциклопедист, написавший несколько сотен книг; в философии – непоследовательный стоик, ученик Антиоха из Аскалона. В своих… …   Философская энциклопедия

  • Реатинский — (наст. имя Марк Теренций Варрон; 116 до н. э. – 28 до н. э.) – рим. писатель. Род. в г. Реате (Сабинская земля); отсюда его прозвище Реатинский. Участник войны в Испании против Цезаря. После примирения с Цезарем организовал по его поручению… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Список сохранившихся произведений классической латинской литературы — Список включает сохранившиеся произведения классической латинской литературы (от её возникновения до падения Западной Римской империи). Включена и нехудожественная литература, но не эпиграфика. Произведения, сохранившиеся только во фрагментах… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ВАРРОН РЕАТИНСКИЙ, МАРК ТЕРЕНЦИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.